Часто, приходится слышать от взрослого поколения людей, что современные школьники не имеют идеологического стержня, а вот раньше были пионеры, комсомол и т. д. Кто такие были пионеры и комсомольцы, нужно ли их возрождать? Вот об этом и пойдет разговор в этом посте.
Октябрята
Всем, кому за 25, уже не знают, кто такие октябрята и никогда ими не были. До 1991 года с поступлением в первый класс все детишки в торжественной обстановке получали гордое имя – октябрята. Попутно выдавали нагрудные значки — пятиконечная звезда с портретом курчавого Володи Ульянова(Ленин в детстве)
Почему именно октябрята, а не ноябрята? Потому что именно в октябре произошло важное событие – Великая Октябрьская Революция. Имя Октябрь носили колхозы, заводы, улицы и проспекты, даже были девочки с именем Октябрина.
Пионеры
В Пионеры принимали с 10 лет, после 3 класса. Прикрепляли на грудь значки, где Ленин уже был повзрослевшим, завязывали на шею алые галстуки в форме треугольников. Пионеры всей школы объединялись в дружину, которая, в свою очередь, делилась на отряды по классам. Каждый отряд носил имя какого-то героя-пионера, например Павлика Морозова. В отряде ещё были звенья, которыми командовали звеньевые.
Комсомольцы
В комсомол(коммунистический союз молодёжи) принимали с 14 лет. Выдавали также значок и комсомольский билет. Каждый комсомолец обязан был раз в месяц сдавать комсоргу(руководитель комсомольской ячейки) 2 копейки, последний заверял сей факт подписью в книжке.
В школе был комскомитет, в состав которого входили члены и секретарь. Это сейчас секретари – второстепенные люди, а раньше они имели полномочия президента.
Тимуровские команды
Тимур – герой известной книжки А. Гайдара «Тимур и его команда». Это были благородные ребята, защищали слабых, помогали старикам. В школах каждый класс автоматически превращался в Тимуровский отряд. Тимуровцы навещали пожилых пенсионеров и помогали им по хозяйству.
Субботники
Субботник – это такой день, обычно субботний, когда все люди добровольно выходили и бесплатно работали во благо Родины. Иногда проводили даже воскресники. После субботника, как правило, всех ждал праздничный стол, песни и пляски.
Сбор макулатуры и металлолома
Примерно раз в год после уроков, все школьники в школьном дворе организованно собирали кучи из металла и бумаги. Класс, собравший самую большую кучу получал переходящий вымпел. Чтобы получить первое место, иногда шли на хитрость, прятали кирпичи под бумагу.
Бумаги и железки ребята тащили на себе, зимой на санках, летом на велосипедах.
Подведем итог
Все эти организации и мероприятия советской школы, изначально играли положительную роль – они воспитывали, объединяли. Но, со временем, все это стало заштампованным, бездушным и кануло в лету. Все попытки реанимировать пионерию и комсомол, пока не имеет успеха.
В 80-х годах стали появляться неформальные молодежные объединения – неформалы(металлисты, панки и т.п.) . Сегодня среди молодежи все большую популярность приобретают волонтерские движения, в организации которых заметную роль играет интернет.
Школьные организации нужны, только они должны быть созданы добровольно, с помощью наставников. Попытки заключить объединения в строгие рамки, с собраниями и отчетами, превращают их бюрократические конторы и убивают инициативу.